Запросить у пользователя имя, вывести сообщение “Привет, {введенное имя}”
Устанавливаем python
чтобы писать программы нам понадобится собственно сам язык программирования и среда разработки (которая по сути есть блокнот с возможностью запускать программу)
Идем на сайт https://www.python.org
тыкаем сюда
ждем, когда скачается файлик и запускаем его
далее
ждем
по завершению тыкаем close
Первая программа
Суть программирования заключается в автоматизировании рутинных операций.
Программа по сути это просто текстовый файлик, оформленный по особым правилам, который запускается так называемым интерпретатором. Интерпретатор анализирует написанный код и выполняет указанные инструкции.
Самый простой житейский пример программы — это рецепт приготовления блюда. Например:
- Налить на раскалённую сковороду растительное масло
- Разбить яйца
- Посолить
- Жарить 3 минуты до готовности
тут у нас строгий набор команд, который выполняются последовательно. В качества интерпретатора рецепта выступает человек, который готовит блюда.
Попробуем написать программу.
тыкаем пуск и пишем в поиске python, должен появится пункт начинающийся со слова IDLE
тыкаем на него и откроется такое окно
это собственно так называемый интерпретатор, ему можно передавать команды. И он будет на них отвечать. Например, можно попросить сложить пару чисел:
но работа с интерпретатором в таком режиме это по сути если вы, например, готовите еду вдвоем, причем вы только команды отдаете, а второй человек (интерпретатор) просто следует вашим указаниям.
Поэтому рассмотрим, как можно писать код как набор команд (своего рода рецепт для интерпретатора). Для этого создадим файлик
откроется параллельно редактор файла:
можно теперь загнать туда снова команду на сложение чисел:
нам будет предложено сохранить файл, жмем OK
вводим имя файла:
как только файл сохранится запуститься программа
и слева в интерпретаторе мы увидим
Появилось слово RESTART: с путем к файлу, то есть вроде программа наша запустилась, но только почему-то ничего не вывела. А мы там 5+5 писали, где ж наша десятка?
Дело в том, что, когда мы работает с интерпретатором в ручном режиме, он ведет себя а-ля человек, и если его о чем-то попросить он нам тут же отвечает. А когда мы запускаем программу из файла, то интерпретатор предполагает, что рядом никого нет, а раз никого нет, то и лишний раз ничего говорить не надо.
Поэтому чтобы интерпретатор что-то все-таки написал, надо его явно попросить. Ну типа если вернутся к аналогии с рецептом, мы, например, оставляем товарища следить за кастрюлей, и просим закричать если вода начнет кипеть.
В рамках кода делается это так. Возвращаемся в программы (файлику task01.py) и переписываем код следующим разом:
и снова тыкаем F5 чтобы передать нашу программу интерпретатору, нас снова попросят сохранить файл
жмем OK и видим, как интерпретатор пишет нашу десятку
кстати возможно вы заметили, но пишется только результат, если мы хотим, чтобы выводилась операция, которую мы запросили надо ее явно прописать в кавычках, так как мы делали в access, например, так
print("5 + 5 =", 5 + 5)
получится
print это команда, у которой в скобочках через запятую указываются выражения, которые будут напечатаны интерпретатором. В кавычках мы можем написать любую фразу. Например так:
print("Сумма 5 плюс 5 равно", 5 + 5)
Переменные
Одна из важнейших концепций в программировании возможность присваивать имена значениям, которые можно в любой момент изменять. Снова вернемся к рецептам. Часто в рецепте указана возможность добавления некоторой специи в зависимости от наличия. Например, может быть такой пункт:
- Добавить соль/перец/куркуму по вкусу
с точки зрения программирования мы можем проинтерпретировать эту фразу более строго:
- Добавить X по вкусу (где X может быть солью, перцем или куркумой)
Мы можем даже запрограммировать этот пункт. Получится это как-то так. В первом варианте будет выглядеть как-то так (предположим, что у нас есть только соль):
print("Добавить соль по вкусу")
а теперь воспользуемся переменой чтобы вместо соли был X, а в X положим “соль”, получится как-то так:
X = "соль"
print("Добавить " + X + " по вкусу")
если запустить увидим тоже самое
а можем поменять значение в X на какое-нибудь другое и получить новую фразу
X = "перец"
print("Добавить " + X + " по вкусу")
запускаем:
А можно пойти еще дальше и менять значения не в коде, а запросить значение через интерпретатор. Ну типа с кухни нам орут: “Чего в суп сыпать?!”
делается это так:
X = input("Чего в суп сыпать?!")
print("Добавить " + X + " по вкусу")
запускаем и смотрим что получается:
таким образом мы можем программировать интерпретатор на ведение диалога с пользователем, с помощью которого можно контролировать поведение программы.
Теперь попробуйте написать уже свою собственную первую программу. Которая запросит у вас имя и в ответ поприветствует вас.