Устанавливаем python

чтобы писать программы нам понадобится собственно сам язык программирования и среда разработки (которая по сути есть блокнот с возможностью запускать программу)

Идем на сайт https://www.python.org

тыкаем сюда

ждем, когда скачается файлик и запускаем его

далее

ждем

по завершению тыкаем close

Первая программа

Суть программирования заключается в автоматизировании рутинных операций.

Программа по сути это просто текстовый файлик, оформленный по особым правилам, который запускается так называемым интерпретатором. Интерпретатор анализирует написанный код и выполняет указанные инструкции.

Самый простой житейский пример программы — это рецепт приготовления блюда. Например:

  1. Налить на раскалённую сковороду растительное масло
  2. Разбить яйца
  3. Посолить
  4. Жарить 3 минуты до готовности

тут у нас строгий набор команд, который выполняются последовательно. В качества интерпретатора рецепта выступает человек, который готовит блюда.

Попробуем написать программу.

тыкаем пуск и пишем в поиске python, должен появится пункт начинающийся со слова IDLE

тыкаем на него и откроется такое окно

это собственно так называемый интерпретатор, ему можно передавать команды. И он будет на них отвечать. Например, можно попросить сложить пару чисел:

но работа с интерпретатором в таком режиме это по сути если вы, например, готовите еду вдвоем, причем вы только команды отдаете, а второй человек (интерпретатор) просто следует вашим указаниям.

Поэтому рассмотрим, как можно писать код как набор команд (своего рода рецепт для интерпретатора). Для этого создадим файлик

откроется параллельно редактор файла:

можно теперь загнать туда снова команду на сложение чисел:

нам будет предложено сохранить файл, жмем OK

вводим имя файла:

как только файл сохранится запуститься программа

и слева в интерпретаторе мы увидим

Появилось слово RESTART: с путем к файлу, то есть вроде программа наша запустилась, но только почему-то ничего не вывела. А мы там 5+5 писали, где ж наша десятка?

Дело в том, что, когда мы работает с интерпретатором в ручном режиме, он ведет себя а-ля человек, и если его о чем-то попросить он нам тут же отвечает. А когда мы запускаем программу из файла, то интерпретатор предполагает, что рядом никого нет, а раз никого нет, то и лишний раз ничего говорить не надо.

Поэтому чтобы интерпретатор что-то все-таки написал, надо его явно попросить. Ну типа если вернутся к аналогии с рецептом, мы, например, оставляем товарища следить за кастрюлей, и просим закричать если вода начнет кипеть.

В рамках кода делается это так. Возвращаемся в программы (файлику task01.py) и переписываем код следующим разом:

и снова тыкаем F5 чтобы передать нашу программу интерпретатору, нас снова попросят сохранить файл

жмем OK и видим, как интерпретатор пишет нашу десятку

кстати возможно вы заметили, но пишется только результат, если мы хотим, чтобы выводилась операция, которую мы запросили надо ее явно прописать в кавычках, так как мы делали в access, например, так

print("5 + 5 =", 5 + 5)

получится

print это команда, у которой в скобочках через запятую указываются выражения, которые будут напечатаны интерпретатором. В кавычках мы можем написать любую фразу. Например так:

print("Сумма 5 плюс 5 равно", 5 + 5)

Переменные

Одна из важнейших концепций в программировании возможность присваивать имена значениям, которые можно в любой момент изменять. Снова вернемся к рецептам. Часто в рецепте указана возможность добавления некоторой специи в зависимости от наличия. Например, может быть такой пункт:

  1. Добавить соль/перец/куркуму по вкусу

с точки зрения программирования мы можем проинтерпретировать эту фразу более строго:

  1. Добавить X по вкусу (где X может быть солью, перцем или куркумой)

Мы можем даже запрограммировать этот пункт. Получится это как-то так. В первом варианте будет выглядеть как-то так (предположим, что у нас есть только соль):

print("Добавить соль по вкусу")

а теперь воспользуемся переменой чтобы вместо соли был X, а в X положим “соль”, получится как-то так:

X = "соль"
print("Добавить " + X + " по вкусу")

если запустить увидим тоже самое

а можем поменять значение в X на какое-нибудь другое и получить новую фразу

X = "перец"
print("Добавить " + X + " по вкусу")

запускаем:

А можно пойти еще дальше и менять значения не в коде, а запросить значение через интерпретатор. Ну типа с кухни нам орут: “Чего в суп сыпать?!”

делается это так:

X = input("Чего в суп сыпать?!")
print("Добавить " + X + " по вкусу")

запускаем и смотрим что получается:

таким образом мы можем программировать интерпретатор на ведение диалога с пользователем, с помощью которого можно контролировать поведение программы.

Теперь попробуйте написать уже свою собственную первую программу. Которая запросит у вас имя и в ответ поприветствует вас.

Задание

Запросить у пользователя имя, вывести сообщение “Привет, {введенное имя}”